Взаимодействие спроса и предложения

Мы можем сделать некоторые практические выводы из характеристик ценовой эластичности спроса.

При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.

В каком же соотношении находятся “эластичность” и “не эластичность” спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть конкурентную организацию рыночного производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары и фиксированность дохода потребителей, то закон спроса можно выразить так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным (мы говорим о диапазоне “возможных” цен потому, что “невозможные” цены, убивающие спрос, разрушают и саму рыночную экономику).

Экономический прогресс состоит, в частности, и в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью. И чем выше доля высокоэластичных товаров в структуре совокупного продукта, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя.

Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (

Qs

) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен

(р). Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом.

Рис 2. Кривая предложения

Здесь также следует строго различать “само предложение” и “величину предложения”: закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения, т. е.

Qs =

f(P).

Таким образом, закон предложения - такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость “P=>Qs ”. Изменение в величине предложения выражается в движении по

точкам кривой предложения.

Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них:

1) цены на ресурсы,

2) уровень технологии производства,

3) налоги и дотации,

4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары,

5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доход,

6) число продавцов.

Почему кривая предложения имеет положительный наклон? Почему производители при прочих равных условиях планируют предложить большее количество товара тогда, когда преобладающая рыночная цена выше, чем, когда цена ниже?

Можно попытаться найти объяснения для всех этих проблем, не углубляясь в микроэкономическую теорию, а пользуясь только обычным здравым смыслом.

Одно объяснение состоит в том, что положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Когда цена цыпленка растет, у фермеров появляется стимул посвятить больше времени и сил выращиванию цыплят. Фермеры, для которых птицеводство было побочным занятием, могут сделать его своим основным занятием. Некоторые люди могут принять решение начать производство цыплят и впервые выйти на этот рынок. Такие же закономерности существуют на любом рынке. Если родители не могут найти няньку для своего ребенка, то как они поступают? Правильно, они увеличивают плату. Если лесопилка не может закупить достаточно древесины, то ее владелец повышает закупочную цену на бревна, и так далее. Исключения из этого правила очень редки.

Другое объяснение заключается в том, что положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочный продукции при фиксированных производственных возможностях. Мебельная фабрика с фиксированным количеством машин может производить больше стульев, если повысить рабочим зарплату, чтобы они сверхурочно использовали наличное оборудование. Фермер, пытающийся вырастить больше пшеницы на ограниченном количестве земли, может увеличить выпуск, наращивая количество используемых удобрений и пестицидов, но это имеет смысл только до некоторой точки, пока добавочные затраты на удобрения не превышают добавочного выпуска на основе этих удобрений.

Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что некая экономическая система производит только два товара - помидоры и цыплят. Фермеры могут выбирать, в каком производстве им специализироваться, но одни из них обладают сравнительным преимуществом в производстве помидоров, а другие - в выращивании цыплят. В ситуации, когда производятся только помидоры, фермеры, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в выращивании цыплят (т. е. те, кто может производить цыплят по сравнительно низкой альтернативной стоимости), начнут выращивать цыплят, даже если их рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена цыпленка должна возрастать, чтобы те фермеры, у которых альтернативная стоимость относительно высока, также переключились на производство цыплят. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества цыплят для фермера, который находит целесообразным переключиться с производства помидоров на производство цыплят именно в этой точке границы производственных возможностей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Разработка бизнес-плана арт-галереи
Теоретические основы бизнес-планирования ...

Разделы