Взаимодействие спроса и предложения

По оценке западных ученых, коэффициент ценовой эластичности составляет, %: на хлеб - 0,15, говяжье мясо - 0,64, яйца - 2,65, электроэнергию - 0,13, обувь и одежду - 0,20, билеты в кинотеатр - 0,87.

На рыночный механизм ценообразования влияют численность покупателей и продавцов на рынке товаров, их конкуренция. Так, конкуренция между покупателями обусловливает рост цен, а конкуренция между продавцами - их снижение.

Существует еще один важный момент, на котором стоит остановиться. При формировании закона спроса, под ценой подразумевается цена относительная, то есть, рассчитанная по отношению к другим товарам. В периоды инфляции, когда общий средний уровень цен растет, становится особенно важным различать изменения в относительных ценах и изменения в ценах номинальных (количестве долларов, заплаченных за товар). Когда инфляция сильна, товар может стать относительно более дешевым, даже если его номинальная цена растет (при условии, что цены на другие товары растут еще более быстро).

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены обладает еще одним удивительным свойством, получившим название “ценовая эластичность спроса”. Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены.

Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название “эластичного спроса”; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название “неэластичного”.

Для экономической теории важность понятия “эластичность” состоит в том, что оно позволяет перейти от зыбкой качественной характеристики спроса к строгой количественной.

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название “коэффициент ценовой эластичности спроса” (К ц. эл. спроса ):

К

ц. эл. Спроса =

изменение величины спроса (в %)

=

DQd(%)

изменение цены (в %)

Dр(%)

Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, а если меньше - неэластичным (при коэффициенте, равном единице, говорят о “единичной эластичности спроса”).

Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на рис.3, где прямая “а” изображает единичный, “Ь” - эластичный, “с” - неэластичный спрос.

Qd

Рис.1 Ценовая эластичность спроса

Если величина спроса жестко ограничена в своем маневрировании объемом предложения, то возникает не эластичность спроса, которая оборачивается выгодой для продавца. Ведь даже при некотором уменьшении величины спроса продавец все равно выигрывает от роста цены, будучи обеспеченным гарантированным спросом в силу ограниченности предложения.

Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора. Поэтому цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (хлеб, соль, спички), всегда находятся под контролем государства.

В других отраслях экономики для получения гарантированного экономического выигрыша может использоваться такой прием, как “перевод” эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции есть, однако, объективный предел, перейдя который, неэластичный спрос сползает в унизительное положение “нужды”, а с ней исчезает не только “не эластичность” спроса, но и сам спрос как начало рынка.

Независимо от того, знает производитель экономическую теорию или нет, он инстинктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему стабильный спрос при высокой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса, возникающего в силу искусственного ограничения предложения (как следствия искусственного ограничения объема производства). Наша торговая мафия, например, десятилетиями использовала такой искусственный дефицит как единственный источник своих доходов. Но это - нерыночный метод получения доходов, поэтому жившая за счет искусственного дефицита отечественная мафия - антирыночная сила. Она не приемлет рыночную экономику, ибо в свободном рынке товарный дефицит отсутствует.

На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора:

- величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар,

- качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов),

- число конкурирующих продавцов данного товара.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Стоимостные измерители и стоимостные показатели продукции промышленности
Объектом изучения статистики промышленности является промышленность как экономическая и хозяйственная отрасль. Основная задача предприятий, фирм, организаций, заведений выпуск продукции или оказание услуг для удовлетворения потребностей общества. В связи с этим возникает ...

Разделы