Промышленная политика

Тема контрольной работы "Промышленная политика" по дисциплине "Экономическая теория".

На момент распада СССР и образования Украины как независимого государства индустриальный сектор занимал в ее экономике лидирующие позиции. В промышленности были заняты 7,8 млн. чел. - больше; чем в каком-либо ином виде экономической деятельности. В 1991 г. выпуск продукции государственными промышленными предприятиями, расположенными на территории Украины, составил более 50% общего выпуска товаров и услуг по отраслям экономики и более 40% ВДС.

В то время украинская промышленность была частью единого народнохозяйственного комплекса СССР, который развивался на плановой основе. Поскольку после распада СССР в Украине взят курс на переход от плановой экономики к рыночной, промышленность вынуждена была пройти через полосу институциональных и хозяйственных трансформаций, главными элементами которых стали приватизация государственной собственности, либерализация цен на товары и услуги, ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю.

Ожидаемыми результатами таких преобразований были приведение объемов и структуры промышленного производства в соответствие с платежеспособным спросом на внутреннем и внешних рынках, реструктуризация и модернизация производственного аппарата, обновление технологий производства продукции, повышение производительности труда и снижение техногенной нагрузки на окружающую природную среду. Естественно было ожидать, что в связи с масштабными реформами размеры промышленного сектора экономики сократятся, но зато со временем он станет более эффективным и конкурентоспособным, лучше отвечающим новым требованиям к экономической безопасности государства.

промышленная политика неоклассический эволюционный

С целью поддержания и стимулирования развития отрасли в сложных условиях рыночных трансформаций Украинское государство разработало и осуществило ряд мер в сфере промышленной политики. В 1996 г. была принята Концепция государственной промышленной политики (постановление Кабинета Министров Украины от 29 февраля 1996 г. № 272). Следующая Концепция промышленной политики появилась в 2003 г. (Указ Президента Украины от 12 февраля 2003 г. № 102). Затем была принята Государственная программа развития промышленности на 2003-2011 годы (постановление Кабинета Министров Украины от 28 июля 2003 г. № 1174). Кроме того, регулирование развития украинской промышленности в условиях рыночной экономики (иногда противоречивое) осуществлялось методами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Промышленная политика: теоретический аспект.

В конечном счете за минувшие 20 лет рыночная адаптация действительно произошла, и теперь промышленность Украины, представленная, главным образом, предприятиями негосударственных форм собственности, выпускает такую продукцию, которая пользуется спросом на внутреннем и внешних рынках.

Однако, во-первых, по форме процессы преобразований напоминали больше стихийный обвал (особенно в первой половине 90-х годов) (рис.), чем целенаправленное обучение и постепенное приспосабливание к меняющимся условиям внешней среды, а потому сопровождались серьезными социальными издержками: достаточно отметить, что численность занятых в промышленности сократилась с 7,8 млн. чел. в 1991 г. до 3,5 млн. чел. в 2009 г., то есть более чем в 2 раза.

Во-вторых, массовой реструктуризации и модернизации производственного аппарата, обновления технологий производства продукции не произошло. Рыночная адаптация осуществлялась, главным образом, не путем создания новых, высокотехнологичных, производств, а за счет вымирания отдельных предприятий и даже целых отраслей (в легкой промышленности), продукция которых не пользовалась спросом или оказалась неконкурентоспособной. Что же касается предприятий и отраслей, сумевших "выжить" (в добывающей промышленности, черной металлургии, электроэнергетике, газовой промышленности, химии и нефтехимии, машиностроении), то многие из них все еще используют доставшиеся им по наследству от бывшего СССР технику и технологии, которые определяют уровень производительности труда и техногенной нагрузки на окружающую природную среду.

В-третьих, с позиций экономической составляющей национальной безопасности, результаты рыночной адаптации украинской промышленности к новым условиям хозяйствования также нельзя признать удовлетворительными. Она оказалась уязвимой к экономическим шокам, не способной сохранять траекторию устойчивого функционирования в быстро меняющейся внешней среде. Особенно наглядно это проявилось во время мирового финансово-экономического кризиса, в 2009 г., когда объемы промышленного производства обвалились более чем на 20%, что поставило Украину на грань дефолта.

Таким образом, в целом неудовлетворительные результаты развития украинской промышленности за рассмотренный 20-летний период свидетельствуют, что необходимы серьезные изменения в сфере промышленной политики: или ее нужно существенно перестраивать, или по причине неэффективности от нее следует отказаться вообще.

Но прежде чем ставить вопрос в такой практической плоскости, целесообразно обратиться к теоретическому аспекту проблемы, еще раз взвесить аргументы "за" и "против" в отношении промышленной политики в свете радикально изменившихся условий хозяйствования как внутри страны, так и за ее пределами. Для этого будут последовательно рассмотрены положения неоклассической, институциональной и эволюционной экономических теорий. А начнем исследование с установления границ его предметной области - определения понятия "промышленная политика".

    Другое по теме

    Применение микроэкономических моделей к анализу структуры рынка нефтепродуктов Волгоградской области
    индекс лернер рыночный нефтепродукт Главным инструментом достижения целей социально-экономического развития является конкурентная политика. В России пока не сформирован конкурентный рынок нефтепродуктов. Существует несколько доминирующих хозяйствующих субъектов − вертик ...

    Разделы